Лавров Александр Юрьевич
19 февраля 1962 года в городе Полевском Свердловской области появился новый житель, а в молодой семье Лавровых – первенец – Саша.
Почти сразу после рождения сына Елене Егоровне приснился странный сон. Незнакомый человек настойчиво повторял: «Не карауль, не оберегай его, мы все равно его у тебя заберем!...». Какую мать не насторожит и не встревожит такое? Вот и Елена Егоровна заволновалась, ведь, как казалось сначала, сон оправдывал себя: в раннем детстве Саша сильно болел. Не смотря на все, Елена Егоровна обращалась с Сашей как с равным себе, поощряла его взрослость и самостоятельность, доверяла ему во всем. «Он мне был не как сын, а как близкий друг. Мы садились с Сашей на диван и разговаривали на любые темы, обсуждая любые вопросы».
Саша рос спокойным, неторопливым ребенком, отличался не свойственной его возрасту задумчивостью, сосредоточенностью. Вместо того, чтобы бегать по улице или играть с друзьями, он собирал марки, часами мог, ничего и никого не замечая, заниматься выжиганием по дереву. В детском саду, где работала Елена Егоровна, он всегда старался помочь чем-нибудь, любил трудиться.
К семи годам, когда Саша впервые сел за школьную скамью, он уже умел читать и писать, поэтому на уроках ему часто становилось скучно. Вот и пестрел Сашин дневник красными записями: « Ходит по классу во время урока», «Разговаривал с соседом», «Крутился», «Сорвал урок». Учительница даже предлагала перевести Сашу сразу во второй класс, но Елена Егоровна отказалась: всему свое время. Непоседливость, однако, не мешала, а иногда и помогала Саше в учебе: «Он был добрым, отзывчивым мальчиком с широко распахнутыми в мир глазами. Он учился с удовольствием, хотел многое познать и был хорошим другом», - вспоминает Сашина первая учительница Т.А. Гирмякова.
В 1974 году семья Лавровых переехала в Сургут и Саша стал учиться в школе № 4. Здесь у мальчика появились настоящие друзья, два тезки: Саша Сердцев и Саша Радько. Они много времени проводили вместе, учились играть на гитаре, занимались фотографией, бегали на Обь, любили купаться ночью и спать на берегу.
Саша был одним из немногих людей, которые уже в таком молодом возрасте имели конкретную цель, твердые убеждения и обладали способностью спокойно и последовательно доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения. Но не всем и не всегда это нравилось. Из-за конфликта с учителем, не закончив восьмой класс, Саша оставил школу. Он не любил врать, кривить душой, и поэтому мама узнала об этом первой. Здесь, как и всегда, Саше была представлена полная свобода выбора, и он решил поехать в Москву, к дяде, и там продрлжить образование. Он исполнил свое намерение и поступил в ПТУ№161 города Москвы на специальность «Электромеханик лифтов». Параллельно Саша самостоятельно овладел азами других профессий: неплохо у него получалось делать стрижки, шить. Также молодой студент ПТУ занимался электро- и радиомеханикой.
Закончив обучение в 1980 году, Саша начал работать и готовиться к поступлению в ВУЗ, о чем мечтала и его мама. Но вот пришла пора служить в армии. 5 мая 1981 года Александр Лавров был призван на военную службу. Попал он в 73-й полк Таманской дивизии, что в Подмосковье, где прослужил до ноября. Потом по личному заявлению Саша в составе 1335-го отделения батальона попал в Афганистан и служил в небольшом селении Суруби недалеко от Джелалабада. «Жить пришлось в землянке: керосиновая лампа, печка-буржуйка, кровати – весь наш солдатский быт» - писал воин в письме домой.
Писать Саша не любил. Письма были короткими, немногословными. Писал, что служил в Югославии, недалеко от Загреба – чтобы не расстраивать мать. Часто просил выслать иглы и другие швейные принадлежности – в армии навыки шитья Саше очень пригодились.
Во взводе Саша был настоящей душой компании: самый добрый, самый образованный, самый отзывчивый. «Мы все тянулись к нему, ведь был он самый начитанный из нас, интересный собеседник, общительный, дружил со всеми, находил общий язык. В минуты отдыха рассказывал нам об известных музыкантах, о том, что видел в музеях столицы», - вспоминает сослуживец и друг Саши Юрий Чекалин. Казалось, Саша был создан не для войны, не был к ней приспособлен. Задачей Сашиного взвода была охрана дороги Кабул – Джелалабад, сопровождение грузов из Союза. Саша был снайпером.
«В боевой обстановке Саша преображался. Был самый меткий стрелок, самый дисциплинированный солдат, надежный товарищ», - написал после гибели воина его друг Юрий Чекалин.
Александр неоднократно принимал участие в боевых операциях, в ходе которых проявлял мужество и отвагу. 20 сентября 1982 года в районе Паджерского ущелья душманы напали на советский блокпост. Саша в это время как раз находился там. Бой был неравным, но атака бандитов все-таки была отбита. Но тяжела была цена победы. При исполнении интернационального долга, получив тяжелые травмы головы, погибли командир батальона майор Басов и ефрейтор Александр Лавров.
Исполняющий обязанности командира части Никитин писал Елене Егоровне и Юрию Александровичу, родителям Саши: «Ваш сын Александр был отличным военнослужащим. С первых дней появления в подразделении с огромным старанием овладел военными навыками и вверенным ему оружием. Зарекомендовал себя дисциплинированным воином». Лишь через 16 дней тело героя было предано земле на его родине, в городе Полевском. Там же в школе №14, где учился Саша, была установлена мемориальная доска. Александр Лавров был посмертно награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». В своем последнем письме родителям Саши Юрий Чекалин писал: «Невосполнима утрата, Саша был прекрасный сын, у него могли бы тоже быть дети, но не вышло. И в далеком Тамбовском краю растет мой сын, названный в его честь Александром, Александром Юрьевичем. Растет мальчик, который знает, что назван в честь моего погибшего друга, который не стал отцом, потому что в 20 лет его жизнь прервала душманская пуля».